О доступности научных публикаций и качественном библиотечном сервисе

Данная заметка должна была появиться на сайте значительно раньше, но по ряду причин оказалась отложенной «в стол». Пользуясь возможностью, исправляю данный недочет.

Возможность свободного доступа к актуальным научных публикациям — необходимое условие любого адекватного научного исследования, в том числе — биоразнообразия. Однако, не смотря на развитие цифровых технологий и коммуникационных сетей, в данной области остается масса трудно решаемых проблем.

Доступ к научной литературе всегда был одной из наибольших трудностей для специалистов «на местах». Даже получение информации о публикуемых работах требовало регулярных поездок в крупные научные центры. То есть поиск литературы выглядел примерно следующим образом: поездка в Зоологический институт; работа с Zoological Records — выписывание библиографических ссылок в тетрадку (на карточки); попытка заказать книгу (журнал) в той же библиотеке; в случае успеха снова выписывание необходимой информации в тетрадку (на карточки) либо сложная и мало где доступная процедура фильмокопирования.

Казалось бы, современные технологии должны были сделать такое безумное расходование времени и ресурсов ужасом из темного прошлого. Но действительность несколько хуже ожиданий. Безусловно, радикально упростился поиск библиографических источников. При наличии сети Интернет и грамотном подходе к поиску основная база библиографических ссылок на необходимые источники собирается достаточно быстро непосредственно с рабочего места, без выезда куда-либо. Ну и, разумеется, общение с коллегами через ту же сеть позволяет оперативно заполнить пробелы в собранной базе. Но все становится гораздо сложнее при попытке ознакомиться с самими источниками.

Если в случае даже платных (не предоставляющих свободный доступ к полным текстам публикаций) крупных европейских журналов не составляет проблемы быстрое получение электронных копий статей последних лет  через электронные формы и платежи, то в случае с российскими изданиями ситуация совершенно удручающая. Получить электронную копию какой-либо статьи непосредственно от издателя практически невозможно ни в одном из современных отечественных журналов. Единственный вариант дистрибуции — подписка на бумажное издание. Часто электронные репринты не предоставляются даже авторам. Возможно, мне неизвестны какие-то нюансы издательского дела. Но представляется удивительной и досадной при всех современных технологиях абсолютная невозможность быстро и безболезненно провести платеж и сразу же получить копию необходимой статьи по разумной цене.

В случае же статей, вышедших в доцифровую эпоху — ситуация фатальна — цифровых копий обычно просто не существует. И  фатальность ситуации усугубляется безумием современного копирайтного права (обычно цинично называемого «авторским», хотя права автора оно чаще всего не защищает почти никак, оставляя только неимущественное право на авторство). Даже в случае наличия цифровых копий работ, вышедших в копирайтную эпоху, но до наступления цифровой — их свободное распространение невозможно. Например, в последние годы из сети Интернет были удалены все копии статей в советских журналах (например, Энтомологического обозрения и Зоологического журнала), начиная с 1976 года (присоединение СССР к Бернской конвенции). Оставляя за рамками заметки справедливость закрытия доступа к этим материалам коммерческой организацией, не имевшей никакого отношения к АН СССР (издававшей журналы), нельзя не отметить бессмысленности этого шага. Правообладатель не извлек из этого никакой выгоды: лишившись возможности бесплатного доступа к этим публикациям, возможности платного доступа специалисты не приобрели. Не существует возможности заплатить деньги всем известной издательской фирме с адресом на тропических островах — и получить за это копию статьи в Зоологическом журнале 1989-го года, например. Мне эта ситуация с копиями, уже бывшими доступными — представляется жадностью, переходящей пределы здравого смысла.

К счастью, копирайтное право пока разрешает копирование печатных произведений для личного использования. Поэтому очевидной идеей является создание платных сервисов по созданию и доставке таких копий библиотеками из своих фондов. Однако состояние большинства российских научных библиотек исключает работы в этом направлении в принципе. Например, в библиотеке Зоологического института РАН цифровая техника отсутствует как класс. В буквальном смысле: база библиографических ссылок существует только в виде массива бумажных карточек, какая-либо техника для создания копий работ в принципе отсутствует. В том числе банальный ксерокс. То есть он есть, но, со слов сотрудников библиотеки — был подарен, но в нем закончился тонер, а перезаправить картридж — принципиально невозможно [рука-лицо.jpg]. То есть в большинстве отечественных научных библиотек дистанционное получение копии возможно только в форме квеста: найти человека, имеющего доступ в библиотеку; уговорить его взять нужный журнал и сделать копию; дождаться, когда у данного человека найдется время и желание; возможно, получить копию — того качества, которое получилось. Очевидно, что к этому можно прибегать только эпизодически. Да и само получение копий в качестве личного одолжения — не самый приемлемый путь, на мой взгляд путь.

К счастью, не все российские библиотеки застряли в прошлом тысячелетии. В некоторых все же созданы сервисы доставки электронных копий литературных работ. Недавно мной был опробован подобный сервис Российской национальной библиотеки (расположенной в том же Санкт-Петербурге, что и оставшаяся в капсуле времени библиотека ЗИН РАН). Полученный опыт и стал поводом для написания данной заметки. Идея поиска таких сервисов была у меня, разумеется, достаточно давно. Но при этом ожидания были изначально не самыми лучшими. Иностранные сервисы априори отпугивали сложностью финансовых расчетов (необходимость создавать отдельный валютный счет или, тем более — платежный аккаунт в системах вроде PayPal). К тому же найденные сервисы имели запутанную систему заказа, еще меньше располагающую к их использования. В отношении сервисов отечественных библиотек было другое изначальное подозрение, основанное на опыте пользования их «физическими» сервисами. Представлялось, что процесс будет долгим, дорогим, сильно формализованным и требующим множества утомительных движений, телефонных звонков и т.п.

Сразу следует отметить, что в отношении РНБ такие подозрения оказались совершенно ложными — весь опыт от начала до конца был только положительным. Сайт библиотеки (http://www.nlr.ru/index.html) сразу подкупает простотой и функциональностью. Информация четко структурирована, страницы не перегружены избыточными элементами, электронный каталог имеет интуитивно-понятную структуру и оснащен простым в пользовании механизмом поиска. Разумная аскетичность и функциональность интерфейса изначально располагает к учреждению. И в дальнейшем первое прияное впечатление только усиливалось.

Оформление заказа производится через столь же простую, очевидную и функциональную форму в интернет-магазине библиотеки: http://www.nlr.ru/shop/pages/srv/srv.php?p=4. Сама форма предельно близка к всем привычной бумажной карточке заказа издания в библиотеке. Здесь же присутствует ссылка на электронные каталоги для установления ниличия издания в библиотеке.

После заполнения формы механизм сайта сам подсказывает несложные шаги для оформления заказа — регистрация (при необходимости — столь же проста), выбор формы оплаты, подтверждение заказа. Заказу присваивается индивидуальный номер, и присутствует простой трекер, в котором можно отслеживать состояние заказа. По моему скромному мнению, алгоритм и интерфейс работы с заказами РНБ является образцом разумного минимализма и естественной простоты.

Существует несколько вариантов оплаты, в том числе выставление банковского счета. И именно здесь мне встретилось единственное затруднение — правда, никак не связанное с библиотекой. Он-лайн клиент самого популярного российского банка, как выяснилось — не поддерживает перевод произвольной организации по реквизитам — только организациям, заключившим с банком специальный договор. К счастью, есть более демократичные российские платежные системы, которые за небольшую комиссию готовы взять на себя эту обязанность.

Хочется отметить оперативную и четкую работу службы электронной доставки документов библиотеки. Копия запрашиваемых материалов была предоставлена через несколько часов после отправки копии платежного документа. То есть весь процесс был истинным торжеством разума и рациональности: за сравнительно небольшую плату необходимое было получено через короткий ряд простых действий, не покидая уютной обстановки — исключительно используя интернет-сервисы. Предоставление копии также производится наиболее аскетичным, техничным, простым и естественным способом — через ftp-сервер с персональной авторизацией заказчика. Для слабо подкованных директории с заказом доступны и через http-ссылку.

Качество копий я бы оценил как «хорошее». По сути единственные недостатки — очень видимый сгиб края страницы (с захватом части текста) и явный просвет оборотной стороны. Но в целом — честный tif 300 dpi, более чем пригодный для работы с источником. При весьма гуманной цене услуги, простоте заказа и адекватности службы — очень удобный и качественный сервис.

Так что считаю приятным долгом выразить признательность Службе ЭДД РНБ за качественный и оперативный сервис. Надеюсь, наше  сотрудничество будет продолжено. Будущее стало еще немного ближе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *